КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вопрос 29. Культура в истории и философии Макса Вебера.

Для социологии культуры его методология имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов. Сейчас на Западе более популярен ценностный(аксеологический) подход, возникший в XIX веке. Науки о культуре должны оперировать понятием ценности, каждая эпоха имеет свое представление о хорошем, плохом, у каждой своя шкала ценностей, в веке одним из представителей ценностного подхода, предолжателемидей неокантеанства был Макс Вебер. Главный постулат - в соотношении с ценностями можно понять и объяснить все многообразия культуры. Все ценности формируют поле, то что в нем "СВОЕ", а зна ним "ЧУЖОЕ". Макс Вебер сиал знаменит благодаря учению о "Харизме", он выделял три типа государств: традиционнное, лигитивное, харизматическое. Макс Вебер исследовал влияние религии на историю. Он считал, что возникновение протестанвства повлекло за собой становление капиталистических отношений. Именно это исследование доказало пладотворность ценностного подхода. Восприятие культуры как системы ценностей требует существенного понимания ценностей прошлых эпох. Важнейшим понятием, введенным М. Вебером в методологию сопоставления различных религий, этических систем, в социологию управления, права и искусства, было понятие рационализации. В веберовской методологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде отношений несомненно отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества (этнического и личного примера), религиозных организаций, ценностных ориентаций (ценностно - рациональные и целерациональные). За рамками его исследований оставались многие конкретные различия. Тем не менее веберовский подход позволял с одной стороны, сопоставлять теоретическую конструкцию с объектом; с другой стороны, соотносить модель религии с хозяйственной системой. Такой подход позволял раскрыть, каким образом срабатывают те субъективные этические мотивы, которые заложены в индивиде. Этот подход предстает как понимающий, но не потому что он выявляет реализацию этих субъективных факторов (н-р; представлений о зле, страдании, смерти и спасении) в объективной деятельности.

ForStu / Вопросы / Культурология / Экзаменационные вопросы (1 курс МАТИ, 5 факультет)

Copyright © 2004-2017, ForStu

Яндекс.Метрика