КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вопрос 20. Концепция культурно - исторических типов Н.Я.Данилевского.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - представитель общественно-исторической школы. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби. Данилевский родоначальник циклической теории в XIX в., он естественник. Представлял культурологический мир в виде биологического организма, не пересекающегося с другими и не пересекающего ничего другим. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития: 1) Египетский тип; 2) Китайский тип; 3) Индийский тип; 4) Ассиро-вавилоно-финикийский тип; 5) Иранский тип; 6) Еврейский тип; 7) Аравийский тип; 8) Греческий тип; 9) Римский тип; 10) Романо-германский тип (Европейский). Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают Мексиканская и Перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Он разработал типологию культуры, законы по которым развивались эти типы культур. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны".

ForStu / Вопросы / Культурология / Экзаменационные вопросы (1 курс МАТИ, 5 факультет)

Copyright © 2004-2017, ForStu

Яндекс.Метрика