КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вопрос 17. Теория архитипов Карла Юнга.

Швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой - "коллективное бессознательное", являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. "Архетипическая матрица", формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.
Юнговские понятия "коллективного бессознательного" и "архетипов", перекликаясь с гегелевским "мировым духом" и "мировым разумом", а также с поисками Гумбольдтом национальной души отдельных этносов, выражаемой в языке, религии и искусстве, представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, удивительное многовековое единство и сплоченность рассеянного по миру еврейского народа, равно как и такой феномен, как "врожден- ная" религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков. Нельзя не признать принципиального значения критики Юнгом знаменитой фрейдовской категории "либидо" как единственной силы, якобы движущей человеческую культуру.

ForStu / Вопросы / Культурология / Экзаменационные вопросы (1 курс МАТИ, 5 факультет)

Copyright © 2004-2017, ForStu

Яндекс.Метрика