КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема 12. Культура современной цивилизации

12.1. Этапы становления и развития культуры современной цивилизации,
её характерные черты

Рассматривая культуру человеческого общества, мы сталкиваемся с ситуацией её растущего многообразия: только в начале своего становления культура была унифицирована, однотипна, но по мере её развития единство одностороннее, примитивное, унифицированное сменяется многообразием единства, растущей дифференциацией, многотипичностью культуры. Новая культура не просто вытесняет старую, а сохраняет в себе её положительные компоненты.
Это целиком и полностью подтверждается на примере современной культуры: она вбирает в себя различные типы культур, сохраняет их, подчиняет их действие своему, основополагающему началу.
Поэтому, говоря о культуре современной цивилизации, мы должны выделить это многообразие.
1. Прежде всего, культура современной цивилизации покоится на многообразии материала, из которого она строится. Былая позиция, когда лицо культуры определялось каким-то одним материалом - "камнем", "бронзой" или "железом" (I тысячелетие до н. э. - ХХ в. н. э.), остаётся в прошлом. Начиная со второй половины ХХ века, культура начинает использовать все известные ей материалы, создаёт неизвестные ранее сочетания материалов, композиты, применяет новые материалы - пластмассы, "сверхчистые" металлы, материалы с заранее заданными свойствами. Поэтому, с точки зрения материала, мы можем выделить в современной культуре два этапа:
§ Первый этап, длившийся до ХХ в., мы можем охарактеризовать, как культуру железа. Её вершиной стал ХIХ в.
§ Новый этап открывается в ХХ веке. Железо перестаёт быть основным материалом культуры, на его место приходят новые материалы - происходит революция в материале культуры.
2. Второе основание, по которому мы даём характеристику современной культуры, выделено по отношению к природе. Здесь мы должны отметить, что истоки современной культуры коренятся ещё в сельскохозяйственном, аграрном, производстве, которое, по крайней мере, в Европе, было господствующим вплоть до XVIII века. Но уже в этот период начинают складываться предпосылки для революционных изменений. Отделяется ремесло, которое представляет самостоятельное направление в культуре, отличное от культуры присвоения или аграрного производства. В XIV-XV вв. ремесленное производство, концентрирующееся в городах, претерпевает изменение: оно переходит в свою высшую стадию - мануфактуру. Для мануфактуры характерно развитие внутрицеховой специализации и кооперации - подетальной и пооперационной, осуществляемое ручным трудом. На первых порах мануфактура даёт быстрый рост производительности труда. Но очень скоро, исчерпав все возможности ручного производства к росту, мануфактура попадает в кризис. С XVI в. дальнейший рост может быть обеспечен изменениями в технической базе общества и переходом на новую технологическую основу. Это происходит в XVIII веке в ходе промышленной, индустриальной революции. Именно она вплоть до ХХ века определяла лицо нашей культуры, пока и её возможности не были исчерпаны: открывается период "третьей волны" - постиндустриальной культуры. Итак, мы можем выделить три крупнейших периода.
1 этап: ХV-XVIII вв. Культура ремесленного производства с её наиболее развитой формой - мануфактурой. Кризис мануфактурного производства и создание предпосылок для "промышленной" революции.
2 этап: ХVIII-ХХ вв. Промышленная революция и господство индустриализма.
Для индустриальной культуры характерны:
§ Трёхзвенная система машин в качестве технической базы культуры.
§ Механизированный труд, постепенно вытесняющий ручное производство как "малопроизводительное", "нерентабельное".
§ "Завод", "фабрика" как организационная форма, объединяющая дифференцированные, специализированные виды труда и "отрицающая" прежние мануфактуры.
Большинство населения занято в промышленном производстве, концентрирующемся в городах. В этом случае аграрная культура получает зависимое развитие и начинает обслуживать городские слои населения. Уже во времена королевы Елизаветы в Англии 1 сельский житель кормил 4 горожан. В конце ХХ века в развитых странах 1 работник, занятый в аграрном секторе, "содержит" 18 городских жителей. Это приводит к тому, что именно "деревня" является источником "избыточного" населения и пополняет собой городское население.
Механизированное производство рассчитано на массовое производство товаров и массовое извлечение прибыли. Если первоначально процесс создания индустриальной культуры сопровождался увеличением рабочего времени - до 14-16 часов в день, использованием детского труда, а также женского труда на тяжёлых видах работы, то в ХХ веке здесь происходят изменения: рабочий день сокращается до 8-7 часов, увеличивается свободное время населения, используемое для восстановления рабочей силы и духовных развлечений. Массовое производство приводит к массовому потреблению: товаров, услуг, духовной продукции.
Массовое производство охватывает не только материальную сферу общества, но и её духовные виды.
Наука превращается в непосредственную производительную силу, объективно и субъективно. Научное знание становится непосредственным компонентом производства. Производство научного знания становится массовым, организованным. Теперь наука - не удел деятельности гениев, талантов типа Ньютона, Эйнштейна и др., а результат совместных усилий сообщества учёных, объединённых в фирмы, корпорации, подобные "Рэнд Корпорейшн". В них планируются результаты, программы, формы деятельности сотен учёных, исследователей.
Массовое, организованное, планируемое производство знания влечёт за собой и массовое производство других форм культуры: художественной, политической ("демократия", "парламентаризм", политический плюрализм). Производство "информации", духовной продукции становится на "поток". "Галактика Гутенберга" разворачивается все стремительнее.
3 этап. В конце ХХ в. индустриальная культура перерастает в постиндустриальную. Высказывания о начале этого процесса стали появляться ещё в 70е годы, и они были настораживающими: обществу предстоит пережить определенный "шок", стресс от тех изменений, с которыми оно столкнется при формировании новой культуры.

12.1.1. Футурошок
В 1970 г. вышла книга Олвина Тоффлера "Столкновение с будущим" (или, "Шок от столкновения с будущим" или "Футурошок"). Прочитав её, президент Никсон поручил правительству разработать меры для предотвращения установленных Тоффлером опасностей.
Тоффлер начинает свой анализ с констатации факта:
" Если последние 50 тысяч лет существования человека измерить жизнью поколений с продолжительностью жизни в 62 года, то всего получится 800 таких поколений. Из них - 650 поколений жили в пещерах.
Только последние 70 поколений - знают письменность.
Только последние 6 поколений знакомы с печатным словом.
Последние 4 поколения научились более-менее точно измерять время.
Последние 2 поколения знают электромотор.
Но подавляющая масса материальных ценностей, которыми мы пользуемся, создана при жизни последнего, 88го поколения!"
Всё большее число культурологов убеждаются в том, что ход истории - ускоряется.
В 1850 г. всего лишь 4 города на земле насчитывали 1 миллион и более жителей.
К 1900 г. таких городов было 19.
К 1960 г. - уже 141.
Количество горожан возрастает каждый год на 6,5%. Это значит, что через 11 лет численность городского населения удвоится. Таким образом, происходит самая интенсивная урбанизация. Городская культура поглощает деревенскую.
Но та же тенденция в области потребления энергии. Половина всей потреблённой на протяжении 2000 лет энергии приходится на ХХ век.
Стремительно растёт индустриальная культура - примерно на 5-10% в год.
Возрастает скорость перемещения человека.
За 6 тысяч лет до н. э. самым быстрым транспортом был караван верблюдов. Он передвигался со скоростью 8 миль в час.
К 1600 г. до н. э. появилась колесница. Скорость увеличилась до 20 миль в час. Вплоть до появления паровоза скорость перемещения не могла превзойти эту величину. В Англии почтовая карета перемещалась со скоростью 10 миль в час до 1784 г.
Первый паровоз передвигался со скоростью 13 миль в час, а лучший парусник давал 6-7 миль в час.
Только к 80м годам ХIХ века скорость возросла до 100 миль в час. К этой цифре человек добирался в течение миллиона лет. Но за 58 лет после этого, к 1938 г., он увеличил скорость в 4 раза, до 400 миль, через 25 лет - удвоил её. К концу 60х гг. самолёт развивал скорость до 4 тысяч миль в час, а космический корабль - до 18 тысяч миль в час.
В ХХ веке количество журналов, статей удваивалось каждые 15 лет, а научно-техническая литература увеличивалась за год на 60 миллионов страниц.
Происходит ускорение ускорения!
Развитие идёт по экспоненте!
В прошлом, идеалом была долговечность, прочность - она ассоциировалась с добротностью. С ускорением культуры идеалом, ценностью становится недолговечность, обновление, инновация, новое, молодое - молодость, юность, а не старость.
И в отношениях между людьми устанавливается непостоянство, временность. "Мы вступаем в эпоху временных изделий, изготовленных временными методами для удовлетворения временных потребностей", - делает вывод Тоффлер.
Устанавливается "временная культура". Это приводит к тому, что личностные, психологические, интимные связи не успевают утвердиться. Они заменяются партнёрскими, деловыми: "деловой партнёр", "сексуальный партнёр". В отношениях между людьми утверждается формальная, функциональная, партнёрская культура, а не личностная, интимная "использовал - выбросил", "потерянный человек".
Другим следствием установления "экономики недолговечности" выступает неуверенность, неопределённость. Мы не знаем, какие потребности у нас возникнут в будущем, а значит, мы не уверены в своём будущем: будет ли у нас работа? нужна ли наша профессия? и т. д. А это порождает ситуацию нестабильности, психологической неустойчивости у человека. Неуверенность в реальном будущем порождает стремление к его иллюзорному замещению, компенсации, отсюда - всплеск религиозности в 70-80е гг.
Средняя продолжительность контактов с людьми сокращается, не вырабатываются привязанность, жалость, любовь, ответственность - то есть происходит дегуманизация отношений - в реальности. Это требует создания "второй реальности" - "видеореальности", новых образов, которые заполняют образующийся вакуум.
" Твигги", "битлы", "роллинги", "Мадонна", Майкл Джексон, принцесса Диана и т. д. - они приобретают для нас большую реальность, чем реальные люди. Это - "заместители" реальных людей. И человек уже вступает в контакт с "заместителями". Он "любит" "рабыню Изауру", "обожает Санта-Барбару", плачет вместе с "богатыми" и т. д. Эта замещённая, вторая реальность живёт с нами всё больше и больше. Продолжительность её существования увеличивается.
Все эти "образы-заместители" служат для нас образцами поведения, идеалами, учителями. Но они живут лишь в нашем сознании. И продолжительность их жизни - также сокращается. Они мелькают перед глазами, сменяя друг друга, и это мелькание - увеличивается. Это также закрепляет нестабильность сознания, приводит к его психической неустойчивости, к "мерцанию" психики.
В результате массированной атаки все старые, устойчивые образы, коды, стереотипы размываются, отмирают, замещаются новыми. Складывается впечатление неустойчивости знания, а значит, падают вера, авторитет, убеждённость в силе знания, и человек обращается к иррациональным формам. Преимущественное развитие получает психическая сфера: эмоции, чувства, фобии и филии, "внушения", "заражения", "подражания".
Таким образом, Новая культура - это культура:
1. недолговечная, эфемерная, неустойчивая, временная;
2. новая, инновационная, модернизированная;
3. разнообразная.

12.1.2. Рост разнообразия
Автоматизация производства, переход на гибкие автоматизированные системы дают возможность для роста разнообразия товаров, услуг, капиталов.
Стандартизация, характерная для индустриальной культуры, сменяется индивидуализацией - выполнением работы на заказ, учитывающий пожелания клиента.
Мы движемся от стандартизации к фрагментации и диверсификации в сфере культуры, заверяет Тоффлер. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся тиражи и рост числа наименований книг.
Близится время, когда выбор, вместо того, чтобы раскрепостить личность, станет настолько сложным, трудным и дорогостоящим, что приведёт к ограничению в развитии: осложнение выбора ведёт к росту числа психических расстройств, неврозов, эмоциональных расстройств. Человек оказывается в положении Буриданова осла - в этой ситуации он выбирает не лучшее, а простое, легкодоступное.
Старые методы объединения людей, утверждения социальности уходят в прошлое. Они основывались на единообразии, простоте, постоянстве.
Современное общество раздирают "конфликты самоидентификации": студенческие бунты, расовые конфликты, движение феминисток и т. п. Поиски себя, самоидентификация вызывают конфликт не из-за отсутствия возможности выбора, а из-за слишком широкого выбора, его сложности. Это приводит к тому, что людям начинает грозить шок от адаптации к новой культуре - футурошок.
12.1.3. Постиндустриальная культура
Всё большее количество культурологов задаётся вопросом - что ждёт индустриализм?
В 1976 г. Д. Белл высказал предположение, что в следующие 30-50 лет мы увидим возникновение того, что он назвал "постиндустриальным обществом", или культурой.
Д. Белл выделил и пять признаков перехода к постиндустриальному обществу, его культуре:
В экономической сфере - будет происходить переход от производства материальных благ к сервисной экономике, экономике обслуживания, оказания услуг.
2. В социальной сфере - распределение занятий, при котором преимущественное значение приобретёт класс технических специалистов.
3. В научной области - превращение теоретических знаний в источник инноваций и в определяющий фактор политики. Это будет "осевой принцип" постиндустриальной культуры.
4. В технологической сфере - приоритет получит не выпуск товаров, а поиск новых технологий и возможностей контроля за ними.
5. В области управления - создание новых технологий принятия решений.
Таким образом, складывается ситуация, когда большая часть населения занята не в сельском хозяйстве (что было характерно для аграрной культуры), не в промышленности (специфический признак индустриальной культуры), а в сфере сервиса: торговля, финансы, здравоохранение, исследования, образование, управление.
И это предвидение Д. Белла подтвердилось: сейчас в США до 70% населения заняты в сфере услуг!
В 1990 г. Д. Белл пишет статью: "Третья технологическая революция и её возможные социоэкономические последствия", в которой конкретизирует характеристики "постиндустриальной культуры". Он считает, что её "субстанцией", "субстратом" должны быть изменения, связанные с "информационной революцией". Если прежние культуры имели дело с физическим веществом, материей, то становящаяся новая культура будет иметь дело с информационными процессами, для которых характерен фактор переноса, транспортировки не вещества, но организации, упорядочивания, сигнала.
Происходящая информационная революция покоится на двух изменениях:
1. компьютерной революции и
2. телекоммуникационной революции.
В свою очередь, для каждой из революций характерны свои инновации, нововведения.
Для компьютерной революции свойственны четыре нововведения.
1. Осуществление перехода от механических, электрических, электромеханических систем к электронным. Суть революционных изменений заключается в редукции (сведении) значительного числа конструктивных элементов и в увеличении скорости передачи сигналов и переключений команд. Оперативная скорость современных компьютеров измеряется наносекундами (10-9 с) и даже пикосекундами (10-12 с), что сравнимо со скоростью света.
2. Миниатюризация конструктивных элементов, преобразующих электронные импульсы. Если первые чипы (интегральные схемы размером с ноготь) имели ёмкость памяти 4 килобайта, то есть 2 машинописные страницы, то сегодня ёмкость составляет 1 мегабайт, что равно 500 страницам. В 1995 г. в Японии создан чип размером 3х3 см,2, эта микросхема включает 2,2 млрд. элементов и способна хранить информацию, эквивалентную 10 полным собраниям сочинений Шекспира.
3. Дигитализация, то есть технология, обеспечивающая дискретную передачу информации с помощью цифровых кодов. Например, раньше телефон был аналоговой системой, основанной на волновой природе звука. Путём усилительного преобразования телефон будет передавать звуковые колебания с помощью комбинаций чисел.
4. Дигитализация открывает возможность передачи всевозможных, многообразных форм информации:
§ изображения (телевидение),
§ данных (компьютер),
§ текста (телекс),
§ звука (телефон),
сведённых к одной, единой числовой форме. Это позволяет совместить разнообразные устройства в одно и увеличить в 9 тысяч раз объём передаваемой информации.

12.1.4. Телекоммуникационная революция
Она связана с увеличением объема и скорости передачи информации и приводит к ряду следствий.
1. Создаётся информационный способ производства: многообразные и разнородные потоки энергии, вещества, информации согласуются между собой с помощью информационных технологий. Это позволяет избежать разрывов в цепи "решение - его исполнение - продукт", где "решение" (проект, план, идея) в наибольшей мере объективируется в "продукте".
В этих условиях меняется положение работников: рабочих, технологов, контролеров и т. д. Раньше они были разобщены различными методиками, целями, технологиями, которыми они руководствовались. Теперь они все объединены на базе единого информационного производства: все они - производительные работники!
2. Инновационный способ производства - вторая составляющая телекоммуникационной революции. Поскольку все виды производства объединены информацией, то определяющую роль на прибыль оказывают не вложения в постоянный капитал, а инновация. Возникает новая форма прибыли - инновационная. Она носит временный характер, но огромна по размерам. Постоянная инновация - вот суть информационного способа производства. А обновление, нововведение, зависит от получения нового знания, информации, науки.
3. Информационное производство носит интегративный характер, оно - универсально! Нет "китайской" или "американской" информации. С этой точки зрения информационные технологии - наднациональны.
4. Для индустриальной культуры характерна специализация, стандартизация, синхронизация, концентрация, максимизация. Для постиндустриальной культуры, возникающей на основе информационного производства - целостность, холизм. Эта целостность позволяет добиться индивидуализированной продукции, продукции на заказ, на потребителя. И этот продукт - столь же дёшев, как и стандартизированный, массовый продукт индустриальной культуры.
Индивидуализация сказывается на организации труда. Теряют своё значение жесткий график работ, трудовая регламентация, работа по "звонку" и т. д., то есть синхронизация перестает играть производительную роль. Отсюда следует, что фактор организации труда массы работников уходит в прошлое. Происходит возрождение малых форм, более чётко улавливающих индивидуализацию: "семейный бизнес", "работа на дому", малое производство приобретают большое распространение. Считается, что в скором будущем до 90% работников смогут работать дома - в "электронных коттеджах".
Важной особенностью развития современной культуры выступают её формационные характеристики. В основании выделения формации, лежит тип производственных, экономических отношений, который концентрируется в отношениях собственности. Именно деление мира на "моё" - "не моё", "своё" - "чужое" порождает различия в восприятии, оценке, мнении, социальных процессах, приводит к культурным противоположностям. Формационная характеристика культуры позволяет выделить цель её развития, выявить смысл и значение тех или иных культурных форм, а значит, обнаружить истинное содержание устремлений человека, мотивов его поступков, подчас не совпадающее с поверхностными объяснениями существующих культурных форм.
Культуру современной цивилизации относят к капиталистической формации и связывают с её зарождением и развитием. Самой глубокой тайной, вскрывающей тип общественных отношений, а значит, и культуры общества, является способ соединения непосредственного производителя материальных благ с основными средствами производства, орудиями труда.
Для капитализма характерно, что непосредственный производитель материальных благ - рабочий - формально свободен, то есть обладает собственностью на свою рабочую силу, способность к труду. Но основные средства производства, орудия труда, находятся в собственности другой группы лиц - капиталистов, буржуа, собственников. Для того, чтобы соединиться с орудиями труда, рабочему необходимо продать свой товар - способность к труду - капиталисту. Капиталист, поскольку способность к труду рабочего теперь его собственность, использует её в производстве так, что весь продукт её эксплуатации оказывается в его полном владении, распоряжении, пользовании. Часть продукта он использует для новой покупки товара - рабочей силы, а часть - остаётся в его распоряжении, что составляет его прибыль.
Прибыль - вот что движет капиталистическую формацию, определяет её культуру, составляет истинный смысл её интересов, потребностей, целей, идеалов развития. Так как в собственности капиталиста находятся основные средства производства, то он может выступать и отстаивать идеал свободы: для себя - получать прибыль, для рабочего - продавать свои способности. Для рабочего его свобода - это свобода продавать себя капиталисту. В этом отношении купли-продажи, рабочий и капиталист - свободны и равны. Они скованы одной цепью - товарно-денежных отношений, формально у них - одни интересы и мотивы получения прибыли, но вот результат - различен: большая часть продуктов культуры достаётся буржуа, собственнику средств производства, а собственнику товара "рабочая сила" - её остатки. "Культурное" развитие одних происходит за счёт культурного ограбления, деградации - других. Культура материальная, сосредоточившись у капиталистов, позволяет выработать духовную культуру, предназначенную для низов, призванную скомпенсировать, восполнить материальную деградацию производителей материальных благ, создать иллюзию всеобщего счастья, благополучия, свободы, равенства, братства.
Капитализм с его специфической культурой возникает ещё в недрах феодального общества в XIV веке. И вплоть до XVIII века утверждается в своём качестве новой экономической, политической, а значит, и культурной силы. Это - этап возникновения, становления буржуазной культуры.
ХVIII век завершает череду политических революций (в Англии, Нидерландах, во Франции), приводящих к власти новый класс - буржуазию, что способствует развитию капиталистических отношений в их классическом варианте - свободного рынка и свободного производства товаров. Вплоть до начала ХХ века мы наблюдаем классическую, развитую, форму капиталистических отношений и культуры. Это - второй этап развития буржуазной формации.
Третий этап капитализма начинается в ХХ веке, и он связан с отрицанием отношений, основанных на прибыли, понимаемой в её частной, индивидуалистической форме. Всё чаще регулятором отношений буржуазного общества становится государство: оно ограничивает индивидуальные интересы буржуа в пользу класса собственников в целом, вводит элементы регулирования в экономическую жизнь, выступая подчас от имени "общества", апеллируя к "обществу", народу, нации. Этот этап можно назвать временем государственно-монополистического капитализма с его культурой.
" Институционализация принципа общности национальных интересов на государственно-политическом уровне - центральный момент развития современного капитализма" [12.1], - утверждают некоторые авторы. В доказательство они приводят ряд данных. В 1980 году 75% всех государственных средств в США было направлено на удовлетворение первоочередных социальных и экономических потребностей и только 16 % - на обеспечение внешней и внутренней безопасности (из них 14,4% на оборону), что одновременно свидетельствует о несостоятельности тезиса о подавлении сопротивления эксплуатируемых классов в условиях современного капитализма. При этом непосредственно в социальную сферу было направлено 44% всех расходов, в финансово-экономическую - 31%. Абсолютный размер социальных расходов на душу населения увеличился в США в этом столетии в 50 раз, их доля в ВНП - в 7,8 раза [12.2].
Отчуждение непосредственных производителей от средств труда, превращение их из собственников - в наемных работников, порождает отчуждение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области культуры. Отчуждённое общество порождает отчуждённую культуру и культуру отчуждения. В духовной культуре это приводит к тому, что из всех своих важнейших функций она сосредоточивается на исполнении одной - компенсаторной, призванной возместить потерю материального продукта его духовным аналогом. Отсюда массовое производство материальной продукции приводит к массовому потреблению духовной культуры, но преобразованной в интересах собственника. Распространяется духовная культура определённой формы - идеологии. Её важнейшей функцией является задача представить эгоистический интерес господствующего класса собственников в качестве всеобщего. А поскольку в действительности это невозможно сделать, то другая существенная форма духовной культуры буржуазной формации - это иллюзия: отвлечение внимания, интересов, увлечений непосредственных работников от решения существенных проблем, затрагивающих отношения собственности, власти, и привлечение их интереса к миру вторичных, производных процессов и явлений. Создание "второй реальности" - мира грёз, мечтаний, фантазий, увлечений - мира псевдопроблем.
В конце ХХ века в идеологии и культуре современной цивилизации капиталистического общества назревает ряд перемен, которые приводят к её "обновлению".
1. Из обихода, словесного употребления изымается ряд устарелых понятий: "капитализм", "социализм", "рабочий класс", "капиталист", "классовая борьба" и т. д.
2. Вместо них вводятся "идеологически" нейтральные, то есть классово- неопределённые термины: "предприниматель", "хозяин", "спонсор", "общество массового потребления", "государство всеобщего благоденствия", "работник", "наниматель" и т. д.
3. Вместо логически, рационально систематизированных систем идей, отражающих классовые интересы - "идеологий", например - "нацизм", "расизм", "фашизм" и прочих "измов", применяются мифы, мифологемы, комплексы идей, эмоционально и рационально окрашенных, но не замыкающихся на классовые интересы. Распространение получают религиозные мифы и мифологемы: НЛО, экстрасенсорика, паранормальные явления, дианетика и проч. Внимание привлекается к традиционным религиям - христианству, исламу, буддизму, но особенно к экзотическим их видам - кришнаизму, ваххабизму, учению "Аум Сенрикё". Разрабатываются экологические мифологемы о "конце культуры", исчерпанности ресурсов Земли и др.
На первый план выдвигаются идеи и интересы скромной группки лиц, но им придаётся всеобщее значение. Примером этого могут служить движения "сексуальных меньшинств", феминистские движения, движения "за права человека", "защиты животных", разного рода "экологические" движения - "зелёных" и др. Таким образом, затушёвывается, маскируется вопрос о характере власти, а вся энергия масс направляется на решение второстепенных проблем, которым искусственно придаётся значимость и актуальность.

12.1.5. Цивилизационная характеристика современной культуры
В предыдущих материалах было уже обращено внимание на то содержание, которое несёт в себе цивилизация. Все общества (и культуры), мы можем поделить на два типа: культура ассоциации - "свободного развития каждого в интересах развития всех", и культуры цивилизации, где на основе перераспределения избыточного прибавочного продукта - экономической основы закона общественного разделения труда, культурное развитие части населения, "собственников", происходит за счёт культурной деградации другой части населения - наёмных работников (или рабов, или крепостных).
В этом отношении современная цивилизация также развивает свою культуру на основе действия закона общественного разделения труда и перераспределения продукта в интересах экономически господствующих классов. Только на смену рабу и рабовладельцу, крепостному и феодалу, пришли наёмные работники и "предприниматели" - владельцы средств производства. Их экономическое, то есть объективно обусловленное положение в обществе, закрепляется юридически, политически, духовно-идеологически, так что границы класса - всегда остаются. Они сохраняются и передаются по наследству.
Единая когда-то культура примитивной ассоциации - в цивилизации распадается на части, приобретает классовый характер. Она вызывает классовую борьбу, а значит, приводит к появлению органа, который ведёт эту борьбу, пытается её подавить, по крайней мере, в массе низов общества. Это и есть государство, политика, закон. Таким образом, цивилизация вызывает к жизни специфический вид культуры - политическую культуру, в рамках которой разрешаются политические классовые противоречия.
Ещё одним характерным следствием цивилизации выступает частичность развития индивида, односторонность в формировании его социальных качеств. И собственник, и наёмный работник - оба развиты, но развиты односторонне, половинчато, а значит - ущербно, деформированно.
В угоду развитию одних способностей, например, к труду, в жертву приносится масса других, не менее важных для человека талантов, наклонностей, интересов. Человек в цивилизации формируется как частичный индивид. Эта "частность", неполнота развития, казалось бы, должна была способствовать поиску своей "второй" половины, общению людей, усиливать их взаимопонимание, коммуникабельность. Но в современной цивилизации происходит иное - конкуренция, стихия рыночных отношений; прибыль как цель и смысл существования приводят к отчуждению человека от человека, его "атомарности", "одиночеству в толпе". Человек ищет не человека, а средство для получения прибыли в той или иной форме. Человек в цивилизации не превращается в цель развития культуры, но только в средство. Отсюда становятся хрупкими, призрачными все "человеческие связи": дружба - превращается в знакомство, любовь - сводится к сексуальному партнёрству, семья - становится средством наживы и сохранения капитала. Рушится сыновний долг и родительские обязанности, родственные и соседские отношения заменяются безликими экономическими контактами. Индивид изначально, самим фактом своего рождения в определённом классе, получает и границу, меру своего развития. Он превращается в классового индивида и культура получает классовый характер: язык, нормы общения, манеры поведения, одежда, судьба и т. д., то есть вся культура выдаёт классовую принадлежность. Мы можем вспомнить здесь замечательное творение Бернарда Шоу "Пигмалион", где обыгрывается этот "социальный", классовый характер культуры современной цивилизации. Для развития современной цивилизации, её культуры, применимо выделение тех же периодов её существования и развития, что и для современной формации в целом. Здесь так же, как и в формации, в последнее время наметились изменения. Они связаны с развитием техники, технологии, с изменением роли науки на производстве. В этих условиях растёт роль образования, квалификации в жизни человека, что приводит к увеличению сроков учёбы. Более того, она становится постоянно действующим фактором. В силу частых изменений, человек постоянно должен переучиваться, повышать свою квалификацию.
Превращение науки в непосредственную производительную силу, объективно и субъективно, вещественно и личностно, приводит к демократизации культур: "Низы" вынуждены осваивать те формы культуры - образование, формы досуга, а значит, и формы общения, которые ранее были уделом элиты. В то же время, элитарная культура начинает вбирать в себя элементы культуры, ранее свойственные низам. Например, манеру говорить, музыкальные ритмы, одежду.
В современной цивилизации "отдача" от внедрения научных открытий, изобретений, подчас большая, чем от длительной классовой борьбы. Поэтому всё чаще раздаются утверждения о том, что классовая борьба, а значит, и политические партии, исчерпали свою созидательную роль, уступили своё место социальному партнерству, компромиссу, консенсусу. "Онаучивание" производства, "интеллектуализация" труда, гуманизация трудовых отношений свидетельствуют о том, что в культуре современной цивилизации происходят существенные изменения, подвижки, подводящие её к новому качественному состоянию.
Изменяются и отношения собственности. Если в начале существования для буржуазной цивилизации характерно было отчуждение наёмного работника от собственности, то в ХХ веке наблюдается обратный процесс. Утверждение общественного характера производительных сил общества приводит к тому, что капиталист вынужден привлекать для развития производства добавочные капиталы. Сперва появляются коллективные формы владения частным капиталом: семейные, партнёрские фирмы, затем корпорации и т. д. Впоследствии процесс активизирования охватывает и непосредственных производителей: они становятся "совладельцами" частнокапиталистических предприятий, что позволяет им участвовать в процессах распоряжения, пользования, владения. И хотя эти изменения не затрагивают сущности буржуазной формации, но приводят к значительным подвижкам в сфере культуры. Былые антагонизмы и противоположности в иллюзорной форме удаётся представить как несущественные различия. Теперь пропасть между богатыми и бедными, "верхами" и "низами", по видимости, воспринимается как случайное, преходящее состояние. Будь бережлив, хорошо работай, копи капитал, приобретай акции и твоё положение "хозяина", "собственника" упрочится. Таким образом, былой закреплённости человека за определённым социальным местом - нет. Это создаёт известного рода подвижность, мобильность. Вчерашний наёмный работник сегодня может сам стать предпринимателем, "работодателем". Но столь же велика возможность лишиться своей собственности, разориться. Из приблизительно 7 тысяч вновь создаваемых предприятий в первый год разоряются 4 тысячи, через 5 лет - ещё 2 тысячи. Выживают единицы. Тем не менее, возможность изменить своё положение является основой для распространения иллюзий в духовной области, усвоения стереотипов, стандартов поведения, насаждаемых господствующим классом.

12.2. Основные направления в развитии духовной культуры современной цивилизации
Если для начальных шагов культуры современной цивилизации, ещё до промышленной революции, характерно было выделение двух культурных стилей: классицизма и сентиментализма, то позднее выделяются два направления: романтизм и позитивизм.
Цивилизация разрывает единую когда-то культуру на обособленные сферы: материального труда, производства, где господствует необходимость, закон, и на сферу так называемой "культуры" (то есть искусства, творчества), которая объявляется "свободной" и где действуют категории должного, идеального. Поскольку художник, деятель "культуры" находится в сфере должного, идеального, он и пытается осмыслить свою жизнь и своё творчество в категориях "сознания", "свободы", "независимости". Таким образом, положение человека в системе общественного производства, в частности, духовного производства, формирует и особое восприятие его места и роли в обществе. Для деятелей, занятых в сфере искусства, творчества это проявляется в появлении "романтической культуры" и методов, характерных для романтики в любой профессии.
Романтизм может рассматриваться в качестве общекультурного движения, претендовать на создание целостного мировоззрения. В рамках романтизма художник мыслит свой мир как единственно реальный, сущий, а действительный мир - как приложение, продолжение своего мнимо-реального мира. Таким образом, происходит удвоение мира в глазах теоретика, художника, "деятеля культуры". Удвоение мира приводит к появлению двух тенденций в культуре.
Первая тенденция связана со стремлением замкнуться в сфере идеалов, в "башне из слоновой кости", презрев мир материального интереса и "чистогана", "прибыли", что порождает романтизм.
Вторая тенденция связана с попыткой отбросить мир идеального, должного как "метафизику", "спекуляцию" и сосредоточиться на практике, эмпирии, опыте. Это стремление характеризует позитивизм.
Для романтизма характерно признание пропасти между идеалом и жизнью, а значит, иррациональности, неразумности сущего, действительности. В этом плане эпоха господства романтизма отрицает культуру Просвещения. Если для Просвещения были характерны требования разумности, рациональности, то очень скоро жизнь опровергает эти установки. Лозунги революции 1793-1994 гг. во Франции - свобода, равенство и братство, как рациональные требования, очень скоро показали свой иррациональный характер.
Отрицание рационализма реальной жизни побуждает искать разумные начала "по ту сторону реальности", в мире фантастическом - в прошлом (например, у Т. Карлейля это "романтический историзм") или в будущем (у Н. Г. Чернышевского в романе "Что делать?" - социалистическая утопия). Это будущее может трактоваться или в оптимистическом плане, или в трагических, пессимистических, тонах.
Романтизм и продолжает предшествующую линию либерализма, сентиментализма, и отрицает её. Для либерализма характерно воспитание личности - но личности разумной, находящей гармонию в отношении с обществом. Но в XIX веке этой гармонии уже не было. Поэтому в романтизме дан человек "бунтующий" и в своём бунте - ничем не ограниченный. Если Просвещение выступило с тезисом "равенства", то Романтизм противопоставляет ему "свободу", жертвуя братством и равенством. Отсюда берет своё начало субъективизм, индивидуализм в философии - у Фихте, Шеллинга, Ницше.
Меняется и метод рассмотрения событий. Для Просвещения была характерна генерализация - обобщение. Отсюда стремление построить законченную схему, систему, описать все. Романтизм использует метод индивидуализации, подчёркивая уникальность, неповторимость истории, отсутствие в ней законов. Отсюда появляются такие черты как агностицизм и скептицизм.
Второе течение в культуре связано с оправданием опыта, эмпирии, практики, что порождает позитивизм. Для позитивизма характерно отрицание "метафизичеcких" истин, не имеющих чувственного подтверждения. А так как философия имеет дело с абстракциями высокого уровня обобщения, уже порвавшими с конкретно чувственным материалом, то позитивизм выступает против философии, утверждая тезис о том, что "наука сама по себе философия". Но позитивизм сам является определённой философией, хотя и не осознаёт этого. В свою очередь, он порождает такие философские системы, как техницизм, утилитаризм, прагматизм. В социально-политической области он порождает такой вид утопии, как "промышленный, индустриальный социализм" Сен-Симона.
Позитивизм и романтизм - разные стороны одной культуры, но в разных её областях они проявляются в разной мере. Позитивизм больше сказывается в естествознании, в технических науках, на практике, в естественнонаучном мировоззрении. Романтизм - в гуманитарных областях культуры: в искусстве, в литературе, живописи.
Попытки снять наметившееся расхождение между двумя культурами - "естественнонаучной, технической" и "гуманитарной" - были предприняты ещё Гегелем, создателем системы объективного идеализма, с применением метода диалектики. Когда эта попытка обнаружила свою несостоятельность, противоречивость между системой и методом, второй синтез осуществляет марксизм, сохраняя диалектику Гегеля и распространяя её на область материальных, природных и социальных явлений.
Романтизм - последнее целостное образование, в рамках которого происходило осмысление культурой самое себя. В дальнейшем это единство распадается и возникает многообразие стилей, концепций, школ, взаимопроникновение их друг в друга, смешение, эклектика. Более того, эклектизм получает концептуальное оправдание в трудах Сезара Дали (Париж, 1866 г.), который связывает его с творческим актом художника, придавая ему "универсальный" характер. Например, универсальный эклектизм наиболее полно проявился при застройке Санкт-Петербурга. Поиск чистых форм не прекращается с оправданием эклектизма, но получает дополнительный импульс. Ещё до конца ХIХ века обнаруживаются и продолжают существовать и в ХХ веке такие течения, как импрессионизм, натурализм, эстетизм, символизм, декаданс, акмеизм и т. д.
Определённым отрицанием романтизма являлся реализм. Реализм - это также достаточно устойчивая форма духовной культуры. Известны "возрожденческий реализм", "реалистический классицизм", "демократический реализм" и другие его разновидности.
Романтизм разрешает конфликт человека с миром с помощью иллюзорных форм, реализм обращает внимание на зависимость человека от социальной среды. Для романтизма - обобщение выступает в форме идеала, для реализма - формой обобщения выступает тип, типические обстоятельства и типические характеры.
Реализм обнаруживает себя в философии в виде материализма, материалистической диалектики и диалектического материализма, в литературе - как критический реализм, например, в английском романе Чарльза Диккенса, в живописи - в картинах Густава Курбе (1819-1877), Жана Франсуа Милле (1814-1875). В недрах реализма возникает течение, характеризующее пролетарский, социалистический реализм, его представители: Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Ф. Лассаль, К. Каутский, Ф. Меринг, в России - М. Горький и др. Реализм пытается отрицать ценности буржуазного общества как несостоятельные. Он ищет иные социальные силы, способные взять на себя задачу переустройства общества и находит их в пролетариате и социализме как социально-политическом устройстве общества,.
Другим направлением культуры цивилизации в этот период является утверждение ценностей буржуазии. Для него характерна ориентация на потребление, культ вещей. Например, появление стиля бидермайер (рис. 12.1). Полезность, практичность, утилитаризм - главное содержание этого направления. Во взглядах на общество господствует техницизм (позитивизм), который рассматривает культуру как техническую систему.
Фонтан Если в начале первоначального накопления капитала буржуазия выступала с требованиями скромности, простоты, накопительства, бережливости, то, достигнув политической власти, стала воспевать быт крупного капитала. Появились и художественные стили, отражающие новые условия: ампир, академизм . Позднее происходит смешение разных стилей, что приводит к эклектике.
Триумфальная арка в Берлине
Леже В конце ХIХ века возникает модерн - "современный" стиль, для которого характерно соединение техницизма и эстетизма . ХХ век развивается под влиянием модернизма, а позднее и постмодернизма.
Эйфелева башня в Париже (1889 г.)

12.3. Обновление культуры современной цивилизации. Модерн и постмодерн

12.3.1. Культура модернизма
Модерн - слово, означающее "современный". Исторически начало модернизма связывают с промышленной революцией и эпохой Просвещения. Одним из первых, кто обратил внимание на смысл модерна, был Макс Вебер (1864-1920).
М. Вебер считал, что всю западную культуру пронизывает рационализм особого рода: "Лишь Западу известна рациональная систематическая, то есть профессиональная, научная деятельность, специалисты-учёные в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствующее в данной культуре положение..." [12.3].
В художественной культуре также происходит рационализация, появляются такие формы, как соната, симфония, опера, в живописи - появляются воздушная и линейная перспектива. Эта рационалистическая составляющая культуры вместо того, чтобы служить человеку, начинает господствовать над ним. В этом - истоки кризиса, культуры цивилизации. Чтобы его преодолеть, надо "расколдовать" культуру, осовременить её, освободить от остающихся суеверий, традиций, произвести переосмысление культуры. Такое переосмысление приводит к выводу, что она разделилась на три момента:
1. истинность,
2. нормативность (правильность),
3. аутентичность (красота).
Поэтому и мир культуры трактуется под одним углом зрения: мы воспринимаем культуру или как истину, или как норму, или красоту, что соответственно даёт нам познание (науку) (рис. 12.1), справедливость (мораль) (рис. 12.2), вкус (эстетику) (рис. 12.3). Если Новое время, то есть эпоха Просвещения выделила три ценностные сферы, конституциировало их - науку, мораль, искусство, то теперь надо их переосмыслить "рационально" и обновить.
О. Роден "Мыслитель"
Гросс. "Призывная комиссия"
Пабло Пикассо. "Девочка на шаре"
Таким образом, в рамках модерна сама культура подвергается анализу, обобщению и конструированию с точки зрения её "рациональной" основы. Вычлененная таким образом "модернистская культура" объявлялась нормой, образцом, идеалом и распространялась в других странах. Поскольку вершиной культурного развития "модернизма" объявлялась Западная Европа, то модернизм был прикрытием старой политики европоцентризма и разрушительно действовал на "отсталые", не "осовремененные" национальные культуры. Поэтому В. Беньямин и представители франкфуртской философской школы вполне обоснованно считали, что модерн - ложное создание, образование буржуазной культуры, форма её господства путем создания новых мифов.


12.3.2. Культура постмодернизма
Очень скоро стало ясно, что "модернистские" тенденции исчерпали себя, и следует подумать о следующем этапе - постмодернизме. Эти новые искания обнаруживаются ещё в 1930е гг. (рис. 12.4-12.6). В 1947 г. А. Тойнби применяет этот термин для обозначения нового периода в развитии культуры западной цивилизации.
"Расстрел"
"Гитлер"

Сейчас культурологи отмечают следующие формы проявления постмодернизма:
1. Отказ от тех культурологических концепций, которые пытались осмыслить культуру в эпоху модернизма. Это сопровождается распадом "метаповествований", в рамках которых строилась "рациональная" теория и практика культуры. Таким образом, признается, что раскол культуры на различные сферы на практике не удалось преодолеть концептуально, в метатеории.
2. Отказ от метаистории, то есть универсальной исторической концепции, связующей различные потоки культуры: науку, мораль, эстетику.
3. Критическое отношение к эволюционизму как универсальному объяснительному принципу, схеме.
4. Возникновение плюрализма в культурологии. Признание множественности концепций как естественного, нормального состояния.
5. Отказ от попыток "расколдовывания" мира, от познания цели его развития. Модерн, столкнувшись с "непрозрачностью" культуры, поставил задачу её "расколдовать", но не решил её, зайдя в тупик. Постмодерн признает эту невозможность как приемлемую, естественную.
6. Для постмодерна характерно стремление к эзотеричности, закрытости, тайности, отсюда наблюдается расцвет сект, мистических устремлений, иррационалистических движений.
7. Исчезает былая культурная иерархия. Все предшествующие культуры делились на "высшую" и "низшую", "высокую" и "низкую", на культуру "элиты" и "толпы". Постмодерн, по-видимому, отталкивается от этого деления, преодолевает его путем смешения, эклектики, заимствований: культура элиты вбирает некоторые элементы культуры низов. "Низы" вынуждены осваивать определённые компоненты культуры "верхов".
8. Для постмодерна характерно смешение стилей, жанров, направлений, то есть эклектизм.
9. Соединение культуры с жизнью, обществом. Так, мода - когда-то выделившаяся в чисто "эстетическую" область, теперь становится приложением бизнеса, элементом экономики. Развалины старинного замка или водопровода, ранее служившие объектом романтических любований, становятся популярным местом посещения туристов, начинают приносить доход.
Рассматривая изменения, которые происходят в сфере обновления, осовременивания культуры цивилизации, можно выделить три этапа.
На первом этапе, в ХIV-XIX вв. культура развивается, как стихийное творчество масс, руководтвующихся разнообразными интересами, целями, концепциями, в которых содержатся частичные, элементарные, единичные движения культуры. Они ещё не связаны единой логикой изменений, не представляют ставшего целого.
На втором этапе, в конце ХIХ- начале ХХ вв. общество осознаёт, что в лице культуры оно имеет дело с целостностью, не сводимой к её разным, частичным формам существования, и пытается осознать концептуально общие, универсальные законы движения культуры, построить её "метаязык", описать её метаисторию. И, соответственно, преобразовать культуру общества в соответствии с метаконцепциями. Но очень скоро становится ясно, что выделить эти законы, характерные для культуры как особой целостности, не удаётся.
На третьем этапе, во второй половине ХХ в. и в ближайшем будущем, меняется отношение к культуре: здесь культура начинает восприниматься, как зона творения человека, как поле действия его фантазии, его инстинктов, интуиции, чувств.
Таким образом, постмодерн воспроизводит ситуацию начальных шагов культуры, когда она являлась уделом стихийного творчества. Но на высшем своём этапе это творчество само выступает как рационально-понятое и концептуально одобренное явление, как "фантазия" художника, писателя, деятеля культуры.

12.4. Культурология и концепция модернизации
Процессы "осовременивания" культуры по-разному отражаются в культурологических, социальных концепциях.
Известный американский теоретик Дж. Александер выделил четыре этапа развития послевоенной социальной теории, смена которых определялась изменениями в социальной реальности.
Первый этап связан с господством модернизационных теорий и охватывал 50-60е гг. Для этого периода характерно признание того, что есть общий путь для всего человечества, на который не все общества вступают одновременно, но все вступают с необходимостью, рано или поздно.
Второй этап осмысления культуры модернизации связан с неудачными попытками ряда стран третьего мира построить основы современного общества. Их традиционные культуры были разрушены больше, чем смогли приобрести от современных культур. В этот период повсеместно растет убеждение в возможности социалистической альтернативы модернизации, в особом пути социалистических стран. Модернизационные теории решительно отбрасываются в пользу социалистических. В середине 70х годов на заседании Американской социологической ассоциации сторонник теории модернизации А. Айнкелес докладывал о результатах исследования модернизации в шести развивающихся странах. От имени молодых социологов выступил И. Валлерштайн, который заявил: "Мы живём не в модернизирующемся, а в капиталистическом мире... и в переходе мировой системы от капитализма к социализму". Таким образом, в 60-70е годы идея модернизации была потеснена идеей второго, социалистического пути.
Третий этап охватывает 80е годы. Он связан с разочарованием стран третьего мира как в социалистическом пути развития, так и в итогах модернизации. Поскольку социализм есть тоже модернизация - движение к современному обществу, но осуществляемое особым образом, - поднимается волна антимодернизационных настроений. Появляются постмодернизационные теории развития. Для них характерно признание не единственности западного пути развития, не единственности социалистической альтернативы, возможности развития на основе традиции, признание возможности преодоления противоположности между средневековым и локковским человеком, даже возможности не развиваться.
Для этого периода характерна амбивалентность: с одной стороны, критикуется право Запада диктовать миру свою волю, признаётся значение локальных культур и цивилизаций, их право на собственную судьбу, отрицается концепция всемирной истории, идущей в направлении, открытом Западом. С другой стороны, утверждается удовлетворённость статус-кво, удовлетворённость Запада своим положением, его безразличие к судьбе "маргиналов". В постмодернистских теориях отчётливо представлено преобладание локального над универсальным, возможность множества путей, которые соседствуют с идеями глобализма. Многие стратеги были увлечены модной риторикой постмодернизма, правом на "собственное" развитие. Элита многих посткоммунистических государств, особенно тех, которым присущ этноцентризм, обратилась к "строительству" собственных постмодернистских теорий. Другие отвергли достающийся им статус-кво, место в системе мирового общественного производства и стали ставить задачу неомодернизма - нового витка модернизации.
Четвёртый этап в развитии концепций "осовременивания" связан с поиском неомодернистского варианта развития. Путь развития в этих теориях снова становится единственным. Исчезает разочарование в Западной культуре. Сторонники идей неомодернизации игнорируют тот факт, что для модернизации в любом её виде - классическом, пост- или нео-, характерен догоняющий тип развития - "гонка за лидером", каковым объявляется Запад, то есть развитие капиталистической страны. Но догоняющий всегда остаётся опаздывающим, отстающим.
В этом случае необходим рывок, "прорыв постепенности", опережающий путь развития, позволяющий обогнать так называемую "современную" культуру. Именно по такому пути шла Советская Россия в 30-40е гг., в период "индустриализации", создавший основу промышленной культуры. К 80-90 гг. в России снова стали созревать предпосылки для нового рынка вперёд, обгоняющего своё время. И они связаны с концепциями посткоммунистического развития культуры.
Для современной цивилизации, расколотой на классы, характерно и разделение культуры: на культуру господствующую и подчинённую, "элиты" и "масс", авангарда и китча.
Если авангард имитирует приёмы искусства, то китч - подражает его эффектам.
Пропасть, разрыв между авангардом и китчем может уменьшиться или увеличиться, но она всегда сохраняется.
Всегда в цивилизации было меньшинство власть имущих (а следовательно, культурных) слоёв, с одной стороны, и большинство эксплуатируемых, малокультурных, народных масс, с другой. Господствующая культура неизменно принадлежала господствующему меньшинству. Другим доставалась рудиментарная, примитивная, суррогатная иллюзорная культура - культура китча.
Итак, на смену фольклору - приходит китч. Но он охватывает и авангард. Поскольку китч - коммерческая культура, то он втягивает в сферу своего влияния и элитные формы культуры. Китч питается и авангардом, коль скоро он пользуется спросом. А раз так, то авангард начинает производиться по законам китча, то есть фрагментарно, частично и массово.

12.5. Противоречия культуры современной цивилизации.
Китч-культура и её социальное значение
Новая научно-техническая революция, охватившая западную цивилизацию в 60е гг. ХХ века, привела к ряду подвижек:
1. Грамотность, образованность стали всеобщим достоянием, производственной необходимостью. Умение читать и писать стало повседневностью, необходимым условием, предпосылкой, а не действующим фактором. Поэтому грамотность стала малозначительным фактором, она потеряла свою ценность так же, как умение водить машину.
2. Большинство грамотных людей не получили свободного времени и материальных ресурсов для освоения всего богатства духовной культуры. Утратив интерес к народной культуре (деревенской, аграрной), они не освоили полностью и городскую культуру.
Именно для удовлетворения культурных запросов "маргиналов" - вчерашних фермеров, но сегодняшних горожан - и предназначалась эрзац-культура, дешёвая подделка под "высокую культуру" - китч.
Таким образом, китч создаётся сознательно, специально для тех, кто жаждет освоить высокую культуру наиболее лёгким и простым способом в форме подделок, дешёвых имитаций, например, гипсовой маски, раскрашенной под дерево - имитации африканской маски. Китч паразитирует на высокой культуре, разлагает её, дробит на части и ставит их на поток.
Следовательно, для китча характерно:
§ индустриальное, массовое производство;
§ использование высокой культуры;
§ фрагментарность, частичность такого использования;
§ коммерческий успех, как мерило "культуры";
§ усреднённость культуры, рассчитанная на обывателя.

12.5.1. Китч
Социолог А. Моль выделяет несколько типов отношения к вещному миру, характерных для человека современной цивилизации:
§ аскетизм: вещи - это опасные, чуждые предметы. Человек должен их избегать, игнорировать, пренебрегать ими; быть аскетом, отшельником, монахом, кочевником, хиппи.
§ гедонизм: вещи - созданы для наслаждения человека. Человек должен испытывать наслаждение от обладания вещью, поглаживания её, любования вещью. Любовь к предмету способна заменить человеку любовь к миру. Здесь создаётся культ чувственного наслаждения вещью - вещизм.
§ агрессивность: вещи - враги, которые угрожают нам, и единственный выход - это уничтожить вещи. Стать, например, "разрушителем машин", "луддитом".
§ собственничество: вещи достойны прямо противоположного отношения - сохранения, приумножения, производства, накопления ради них самих. Это амплуа скряги, Скупого Рыцаря, Плюшкина.
§ сюрреализм: вещи ценны не из стремления к капиталовложениям, а в силу своей необычности: например, зонт или швейная машина на столе хирурга. Это особое, эстетическое, отношение.
§ функционализм: (кибернетическое) отношение, которое стремится к рациональному утверждению сущности вещей. В рамках этого типа человек приобретает вещи ради их употребления.
Для китча, как особого типа отношения, характерно соединение, синтез всех отмеченных выше шести отношений. Это - комбинация всех этих функций, перенесённая на вещь и на наше впечатление от вещи. Следовательно, китч - отчуждённая культура, поскольку в центр она ставит вещь, а не человека.
Китч - в каждом из нас, в каждой культуре всех времён и народов. Поэтому Моль считает, что китч - это культура умения жить в этом мире. Признав фактом существование китч-культуры, социолог тем самым признал действительность всех тех противоречий, которые разрывают её, делают несовместимыми противоположности, сосуществующие в рамках внешне, иллюзорно, единой культуры. Как можно примирить аскетизм и гедонизм? Лишь на время, частично. В дальнейшем та или иная сторона будет сломана, взорвана, смята. Китч-культура - компромисс, неустойчивый и преходящий, консенсус, чреватый будущими разногласиями.

ForStu / Лекции / Культурология / (ПОЛНАЯ версия лекции по культорологии)

Copyright © 2004-2017, ForStu

Яндекс.Метрика