КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет культурологии как науки

1.1. Предмет культурологии
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.
Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности. Чем отличается культурология от политологии или других дисциплин, что нового он узнает, познакомившись со сведениями, содержащемся в этом учебнике? На первый взгляд, все учебники похожи - ведь речь в них идёт об обществе, о человеке, об их истории, развитии. И такое представление имеет под собой реальное основание, ведь все социальные и гуманитарные науки имеют единый объект исследования: они изучают общество и человека в нём. Но общество и человек - это многокачественные образования. Их разные стороны развиваются неравномерно. Они имеют разное значение для практики. Поэтому те или иные стороны этого единого объекта - человека в обществе, или общественного человека, - попадают в поле внимания исследователей не одновременно, накопление полученных знаний происходит неравномерно; естественно, и рекомендации для практики вырабатываются различные. В результате этого различия формируются различные системы знания со своими, относительно самостоятельными, законами и областями исследования, то есть различные предметы. Таким образом, у каждой учебной дисциплины складывается свой предмет изучения.
Политология - изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти.
Экономика - изучает общество и человека в нём, но в их специфическом «экономическом» качестве, в системе экономических отношений.
Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их «культурном» бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.
Культурология - это прежде всего наука о культуре. Часть слова «-логия» применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.
Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.
Факт единства, взаимодействия разнообразных наук об обществе и человеке в нём не должен закрывать от нас и сохраняющиеся различия в предметах этих наук, а значит, и специфику тех рекомендаций, которые они вырабатывают для практики, чувственной деятельности человека. Все yoe науки имеют свой единый объект, но рассматривают его под своим углом зрения, или выделяют в нём относительно обособившиеся области человеческого общественного бытия или сознания. В этом плане они рассматривают общество как такое образование, которое противостоит природе, отличается от природы; изучают общество как особую, социальную форму материи и сознания. Соответственно, и человека они изучают в его социальном качестве, относительно независимом от его природных, физических, химических, биологических характеристик.
Культурология изучает культуру общества, человека. Исторически культура и общество предстают в качестве обособленных относительно друг друга образований. В культурологии общество предстает как диалектическое единство культурных и некультурных форм, образований, явлений. Это различие культуры и «не культуры» общества и человека исторически подвижно, изменчиво, противоречиво, относительно. То, что в одном обществе, народе, нации, при определенных условиях, на определенном этапе может выступать как культура, для другого общества, народа и т. д. может определять себя как самое яркое проявление «не культуры».
Вспомним, как долго европейцы спорили о «культурных» и «некультурных» народах. В своё время, столкнувшись со своеобразием культуры так называемых «диких» народов, европейцы, в силу определенных политических, экономических, идеологических интересов стали отказывать им в праве на обладание своей, пусть и своеобразной культурой. Публикация работы Тейлора «Первобытная культура», кроме всего прочего, самим своим названием пробила брешь во взглядах европоцентризма на культуру примитивных народов.
Но культура - не есть что-то только относительное, релятивное, преходящее. Сама эта относительность культуры - относительна, преходяща, временна, а значит - абсолютна. Культура носит абсолютный характер, обеспечивая обществу и человеку преимущества в их существовании, коммуникациях, контактах друг с другом, во взаимоотношениях с окружающей человека природой.
Ни литература, ни искусство, ни история, ни другие науки не решают вопроса о принадлежности тех или иных общественных явлений, событий, поступков, персонажей к миру культуры. Но никто не сомневается, что они - продукт общества, человека. Какие споры возникают по поводу той или иной находки археологов - к какому типу культуры принадлежат ли те или иные артефакты, каково их предназначение, ценность для общества, какие функции они выполняли в своём времени и т. д. Но и современная литература полна такого же рода споров, по поводу интерпретаций смысла, значения поступков, действий тех или иных персонажей, их «типичности» для современности, их способности выступать в качестве «героя» нашего времени и т. д. Таким образом, возникает необходимость их соотнесения с культурой общества, а не с самим обществом, неизбежность их «культурного» прочтения, осмысления.
Историческая «раздельность» общества и его культуры вызывает необходимость конструирования и особой отрасли знания, науки, которая изучала бы общество, человека как культурные (или некультурные) образования. И эту задачу решает культурология.

1.2. Методы культурологии
Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным. Чаще всего выделяют 3 группы методов. Первую группу методов составляет все философское знание, поскольку оно выступает в своей научной, диалектико-материалистической форме. Вторую группу образуют методы, характерные для научного знания, современной науки, в её отличие от иных форм познания, например, искусства. Третью группу методов образуют те приемы, которые чаще всего используются данной наукой, к примеру, культурологией и составляют её специфические методы исследования.
Рассмотрим эти отмеченные методы применительно к культурологии.
Общефилософские методы исследования, которые используются культурологией. К их числу относится все философское знание - законы, категории, принципы. Методы, которые использует философия в своём познании природы, общества и человека. Научная, диалектико- материалистическая, или как её сейчас называют, системная философия, выступает общей методологической основой для различных форм познания и исследования, в том числе и для науки, каковой стремится стать культурология. Например, принцип развития, утверждающийся философией во взглядах на человека, общество, мир, их окружающий, требует, чтобы и те или иные культуры также рассматривались как развивающиеся в пространстве и времени, как «преходящие», превращающиеся в своё «иное». Законы диалектики, развивающейся действительности, например, количественно-качественных изменений путем скачка, прерыва постепенности, находят своё применение и при рассмотрении культурных форм. Методологическую роль в познании культурных форм играет и социальная философия, позволяющая рассмотреть процессы развития культур исторически различных общественных систем, связать изменения в базисе общества, системе отношений собственности с надстроечными, вторичными формами. Социальная философия позволяет указать на первичные, определяющие факторы в развитии культуры, а именно: утверждающееся соответствие в развитии производительных сил общества и системы производственных отношений. В то же время социальная философия обращает внимание на то обстоятельство, что культурные формы, ядро которых образует способ производства материальных благ, обладают относительной самостоятельностью, независимостью от породившего их базиса общества, а также способностью, со своей стороны, оказывать обратное влияние на породивший их базис. Это влияние может проявляться трояко. В одном случае культурные формы действуют в том же направлении, что и породивший их базис общества. В таком случае они развиваются, совершенствуются, заимствуются, передаются по наследству, осваиваются. В других случаях формы культуры начинают противоречить требованиям жизни, и рано или поздно они будут отброшены, изменены, преобразованы. В этом случае мы будем иметь прерыв в развитии культуры, отказ от её исследования и освоения. Но может сложиться ситуация, а она чаще всего в жизни таковой и бывает, когда та или иная культурная форма в чем-то соответствует требованиям жизни, а в чем-то начинает ей противиться, и тогда результат такого развития сведется рано или поздно ко второму или первому случаю. Признание первичности тех или иных факторов в развитии культуры вовсе не снимает фактор самостоятельности в развитии культуры, хотя она и носит относительный характер.
Рассматривая методологическую роль философского знания для развития методов культурологии, следует учитывать, что эта роль не проявляет себя непосредственно, нельзя редуцировать культурные формы к философским категориям, но нельзя и выводить методы культурологии из философского знания, минуя опосредующие звенья. Так, из правильного при решении основного вопроса философии положения о том, что бытие определяет сознание, а общественное бытие определяет общественное сознание, нельзя делать вывод о том, что материальная культура определяет духовную культуру общества или человека. В истории мы можем найти множество примеров, опровергающих такого рода вывод. Античные греки были не самым богатым народом древности, но их духовная культура до сих пор оказывает своё влияние на развитие человеческого познания, науки и искусства. Но и применительно к отдельному человеку мы можем сделать тот же вывод: не всегда самый богатый, материально удовлетворенный человек демонстрирует нам и своё духовное богатство. Чаще мы можем обнаружить иную ситуацию, когда в погоне за материальным благополучием человек начинает духовно деградировать. Указанные примеры предостерегают нас от вульгарного, упрощенного пользования философским знанием, категориями, законами в области, где начинается область существования иных законов - реалий культуры.
Вторая группа методов, которыми пользуется культурология, характеризует её как форму науки, как отрасль научного знания. Научное знание и наука в целом обладает рядом признаков, которые отличают её от ненаучных форм познания. Например, наука использует объективное знание, то есть знание, в наибольшей степени соответствующее самой реальности. Кроме того, эти знания наукой накапливаются, отбираются, систематизируются, следовательно, образуют определенную систему. Но и этого мало. Например, телефонный справочник содержит объективное знание. Это знание собрано в определенную систему, например, номера телефонов собраны в алфавитном порядке. Но можем ли мы те знания, которые заключены в телефонном справочнике, назвать наукой? Нет. Потому что облик современной науки изменился. Развитая наука уже переросла свои более древние функции - быть описанием чего-либо; быть «-графией» - географией, этнографией или «-ведением» - литературоведением, востоковедением, краеведением и т. д. Для этих наук главное - накопление фактов, эрудиция. Они отвечают на вопрос: от чего мы отвлекаемся, исследуя данный объект, и какую сторону объекта изучаем. Становление науки и начиналось с выполнения этой функции. Но потом обнаружилось, что наука может решать и иные задачи - давать рекомендации практике в её изменении, а для этого наука должна быть теоретичной. Значит, научное знание должно быть систематизировано особым образом - с учетом причинно-следственных и, более широко, детерминационных и функциональных связей. А для этого следует подняться на более высокую ступень обобщения, отвлекаясь уже не от отдельных фактов, а от определенных граней действительности. Таким образом, существенной особенностью науки выступает теоретичность её знания. Эта теоретичность позволяет перейти от общего, теоретического, знания к частным, единичным следствиям, вытекающим из общих положений, то есть распространять знание на ещё неизведанную область. К научным методам относятся: наблюдение, эксперимент, описание, систематизация, классификация, моделирование, прогнозирование, доказательство, опровержение и др. Но такие же методы присущи и культурологии как науке; что позволяет ей углубиться до уровня обобщения, выявить закономерные тенденции в культурной жизни, доказать их определяющие факторы. А значит, выработать рекомендации для практики, составить научно обоснованный прогноз на будущее.
Третью группу методов образуют методы, которыми чаще всего, по преимуществу, пользуется культурология. Следует сразу отметить, что вопрос о выделении специфических методов культурологии не решен. Часто то или иное предлагаемое решение зависит от склонностей автора, от тех задач, которые он ставит в своём решении, от открытий в других областях гуманитарного знания и их заимствований в культурологии. В данном учебнике мы не претендуем на полное выявление всех методов, которыми пользуется культурология, но стремимся решить более ограниченный круг задач. Поэтому укажем на такие приемы, как сравнительно-сопоставительный метод анализа, что позволяет нам выделить общее в развитии различных культур, повторяющееся, устойчивое, непрерывное, а также специфическое, уникальное, неповторимое, что характеризует культуру любого народа. В нашем изложении материала будет широко применяться инновационный метод исследования, позволяющий сосредоточить внимание на достижениях, открытиях, памятниках культуры разных обществ, указать на вклад тех или иных деятелей культуры; изобретателей и учёных, писателей и художников, пророков и политиков, создателей новых культурных форм.
В данном учебнике будет широко применяться аксиологический метод, позволяющий представить те или иные культурные формы как определённые ценности, которые создаются творцами культуры, сохраняются, придают смысл человеческим устремлениям. Особую группу методов составят приемы исследования и изложения материала, связанные с диахронным и синхронным анализом культурных форм. При диахронном анализе культура предстает как последовательно развивающаяся во времени и пространстве форма человеческих отношений, имеющая границы, этапы своего существования: становления, вызревания, упадка. Синхронный метод анализа позволяет сопоставлять различные во времени культуры как находящиеся в одном культурном пространстве. Выделенные методы изложения материала учебника не представляют из себя чего-то абсолютно обособленного, но тесно связаны между собой, переходят один в другой, создают условия для гармоничного и сжатого представления материала. Соответственно, при раскрытии тем учебника внимание читателей будет сосредоточено на ряде взаимосвязанных опросов:
1. Условия возникновения и развития культуры.
2. Характерные черты, особенности культуры того или иного народа.
3. Достижения, открытия, изобретения, ценности культуры того или иного периода.

1.3. Закономерности развития культуры
Наука, собственно говоря, приобретает зрелую форму, когда углубляется в понимании своего предмета до уровня закона. Открытие закона - вершина, предел мечтаний любого учёного.
Закон - это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями.
Закон - это прежде всего объективная связь. Это означает, что она присуща самой действительности, которая развивается по своим, независимым от сознания, правилам, и более того, требует, чтобы наше сознание отражало, учитывало в познании эти тенденции.
Закон - это и необходимая, а не случайная связь. Эта связь возникает с неизбежностью при наличии соответствующих условий независимо от наших желаний, воли, от того, познали мы эти условия или нет.
Закон - это и повторяющаяся связь. Она повторяется вновь и вновь, как только возникнут условия для её действия.
Закон - это не любая связь, а существенная, между сущностями, на уровне сущностей. В этом плане закон не обнаруживает себя явно, открыто в явлении, но требует соответствующего понимания, осмысления, формулировки, освобождающей его от вторичных, несущественных признаков.
Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.
Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:
1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.
2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.
4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: «дикости», «варварства», «цивилизации».
5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
Рассмотрим их подробнее.

1.3.1. Общесоциологические законы культуры
Они связаны с тем обстоятельством, что культура - это общественное, и только общественное, явление. Природа не создаёт культуры. И в этом плане культура отличается от природы, противостоит ей. Озеро, лес, насекомое, цветок - какими бы прекрасными они не выглядели в наших глазах - не являются, сами по себе, культурными формами. Не человек их создал, произвел, вывел, они - произведения природы. Но человек может их преобразовать, превратить в культурные формы. Человек культивирует бактерии, например, появляются культурные штаммы кисломолочных бактерий, в результате чего мы пьем простоквашу, ацидофилин и другие продукты нашей культуры. Те растения, которые человек выращивает, являются продуктами тысячелетних усилий поколений людей. Все чаще мы гуляем не в «диком», «первозданном» лесу, а в пригородном парке. После купания в соленом море мы обмываемся в душе пресной, хлорированной или иным образом очищенной водой. Таким образом, человек все больше отделяется от природы, окружая себя культурными формами, окультуренной природой, природой, преобразованной по законам культуры, общества.
Но культура - часть общества. Ведь общество производит то, что наиболее полно отвечает потребностям человека, его интересам, целям, идеалам. Но в обществе создаются и такие формы, которые в силу ряда обстоятельств не удовлетворяют человека, рассматриваются им как побочный продукт, брак, отходы, издержки, пережитки, анормальные, асоциальные, деструктивные явления, иным словом, некультурные формы. Таким образом, человек, общество, производят культуру и «не культуру». Что лежит в основе такого деления общества? Если мы на данном уровне анализа абстрагируемся, отвлечемся от соответствующих общественных форм, то обнаружим, что наиболее глубокой характеристикой культуры, как социального явления, является её понимание, как определённой общественной производительной силы - материальной и духовной, вещественной и личностной, объективной и субъективной. Например, материал, из которого создаются артефакты (искусственно созданные предметы) культуры, играет определенную роль в её развитии. Мы можем отметить, что тот или иной материал играет разную роль в культуре общества. Эта роль не остаётся неизменной. Например, в начале человеческой культуры огромнейшую роль играет камень, на смену ему приходит бронза, железо. Но и они уступают своё место вновь открытым и используемым человеком материалам: композитам, пластмассам и др. Мы можем отметить, что количество используемых в культуре материалов растет. Ни один из них не выпадает из поля культуры, хотя его значение, распространение может и сокращаться. Далее, значительнейшую роль в развитии культуры играет отношение к природе. Независимо от формы общества, мы можем говорить о существовании культуры присвоения, культуры производства. Внутри культуры производства мы выделяем культуру производства продуктов питания (сельскохозяйственную, аграрную культуру) и культуру индустриальную (промышленную). В свою очередь, им на смену приходит постиндустриальная культура.

1.3.2. Общеформационные закономерности
В зависимости от характера и уровня развития производительных сил общества, находятся и формы отношений между людьми, прежде всего, материальные, экономические, производственные отношения. Обычно выделяют 5 типов производственных отношений, которые и образуют соответствующие формы общества, или формации, чаще всего называют первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Соответственно, мы выделяем и 5 форм культуры с соответствующими закономерными связями. Для всех предшествующих формаций характерна определенная закономерность: они возникают, достигают зрелости и умирают. На смену одним формациям приходят другие, и цикл повторяется. Но такая же цикличность присуща и культурным формам. Это свидетельствует о том, что в основе этого движения лежит развитие и разрешение противоречий в самом способе производства. Мы можем здесь отметить такие закономерности, как возникновение новой культурной формы ещё в недрах старой формации, борьбу новой и старой формационных культурных форм, соответствие наивысшего развития культуры периоду наибольшего соответствия в развитии производительных сил и производственных отношений (то есть наиболее высокой степени развития способа производства отвечает и наиболее зрелая форма культуры). Но при формационном анализе культурных форм следует помнить об их относительной самостоятельности в развитии, а также способности влиять на породивший их способ производства. Это приводит к тому, что культурная форма может ещё продолжать развиваться и распространяться в обществе, хотя экономические условия, её породившие, начали клониться к упадку.
Фаза кризиса культуры связана с нарастанием её многообразия. Здесь многообразие выступает в виде поиска выхода из кризиса и утверждения новой культуры.

1.3.3. Конкретно-формационные закономерности развития культуры
Они связаны со спецификой, непохожестью формаций друг на друга. Степень этой непохожести может быть различна. Например, среди 5 формаций мы можем выделить три их типа:
1. Первичная формация, первобытнообщинная (или примитивно-коммунистическая).
2. Вторичная формация, куда входят рабовладельческая, феодальная, буржуазная формы общества. Для них общим является то обстоятельство, что все они развивают свою культуру за счёт эксплуатации работников, лишенных собственности. Они основаны на классовом делении общества и культуры, их культура делится на культуру господ и культуру угнетенных классов и т. д. Вторичная формация является отрицанием культуры первичной формы общества.
3. Третичная формация является отрицанием культуры вторичной. Здесь в области культуры проявляет себя диалектический закон отрицания отрицания, в соответствии с действием которого на более высокой фазе повторяются существенные моменты предыдущей ступени. Так, культура третичной формации, отрицая эксплуататорский характер вторичной культуры, должна будет воспроизвести социальную однородность общества, свободу и равенство, справедливость в культурных формах. Если общеформационные и общесоциологические закономерности культуры подчеркивают её непрерывный характер, обращают внимание на общие черты культуры разных формаций, то конкретно-формационные закономерности выявляют уникальность, непохожесть, неповторимость культур, их отличие друг от друга.

1.3.4. Цивилизационные закономерности культуры
Мы живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для того, чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур. Далее, каждая из областей в свою очередь разделяется на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры. Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:
Разделение культуры на относительно независимые области.
Специализация работников культуры за конкретными видами деятельности.
Закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических, политических, правовых мер.
Вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками культуры.
Односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления, развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение населением.
Сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и воспроизводство отчужденной культуры.
Следует отметить, что цивилизация - это исторически возникшее, а значит, и исторически преходящее состояние культуры. Истории известны формы культуры, в которых не действовал закон общественного разделения труда, следовательно, не действовали и цивилизационные закономерности в культурных формах. Для них характерен был культурный синкретизм, то есть целостность, сложность культурной жизни, её нерасчлененность на материальную и духовные сферы. В этих условиях сама духовная культура органически вписывалась в материальное производство, тесно была с ним связана и непосредственно определялась им. Такое состояние культуры характерно было для её ранних, неразвитых форм.

1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры
Наряду с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры: например, материальной культуры, или духовной культуры и т. д. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.
В будущем, по предположению К. Маркса, все науки сольются в одну - науку о человеке, антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции - интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут - например, с отпадением условий для вражды народов, войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.
В современных условиях происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию математического аппарата. Усиливается общность социальных функций, их универсализм - все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных. Таким образом, в различных областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других. Так, в современных условиях усиливается интерес к биологии, психологии, медицине, экологии, генетике, информатике.
В искусстве, как культурном явлении, действуют иные закономерности. В отличие от науки, которая стремится к рациональности, логичности, обоснованности, искусство воздействует на наши чувства, эмоции, переживания. Если наука мыслит терминами, понятиями, категориями, то язык искусства - эмоционально, художественно окрашенные образы.
В современности стремительно изменяются способы коммуникации, общения людей. Долгое время эту функцию выполнял ритуал, на смену ему пришло слово и устная передача информации, воздействие на эмоции, чувства с помощью речи или пения. Но и они были потеснены с открытием письменности и текст стал вытеснять прежние формы. Буквально на наших глазах приходит новая революция - утверждается «экранная культура», когда образы искусства начинают передаваться с помощью экранов кино и телевизоров, мониторов компьютеров. Это приводит к возрастанию аудиовизуального выражения художественного образа, а, следовательно, и умения его сформировать и раскодировать. В то же время можно говорить об известных циклах в развитии искусства, в частности, живописи. Так, известный испанский философ Хуан Ортега-и-Гассет отмечает: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом - ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа - это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности» [1.1]. Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.
Изучая закономерности развития культуры, следует отметить, что все они действуют на конкретную культуру общества в единстве, во взаимодействии, усиливая или ослабляя, определяя или дополняя те или иные черты, особенности отдельных культурных форм, действуя в культуре, посредством культуры, для культуры, обеспечивая её сохранение, воспроизводство, преемственность. Не все законы, закономерности культуры открыты и сформулированы. Культура для культурологии ещё во многом остаётся «землей неведанной», тем больший интерес вызывает она у исследователей, тем большее внимание привлекает к себе.

1.4. Возрастание роли культуры и культурологии
Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними. Рассмотрим их.
Внутренние факторы, определяющие возрастание роли культуры, являются главными, основными, первичными. Именно они стремительно меняют культурный облик мира. К внутренним факторам относятся те из них, которые возникают в недрах самой культуры, общества, страны, государства. Среди этих факторов, к важнейшим относятся:
1. Возрастание роли культуры как интегративного, накапливающегося, сохраняющегося субстрата общественной жизни. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это «наследство» накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных сил общества и форм его осознания.
2. Накопленное богатство общества, в силу его истинного характера - общественного характера производства, требует к себе и соответствующего - общественного - внимания, заботы. В ставшей общественной системе состояние целого зависит от состояния её элементов. Сбой, катаклизм, социальная напряженность в оконечностях социального организма сказывается на всем целостном образовании. Понятия «центр - периферия» теряют своё былое значение. В этих условиях социальные, политические революции теряют свой статус локомотивов истории. Общество сливается с культурой, и социальное развитие превращается в процесс развития культуры, а, значит, социальные противоречия уступают своё место культурным противоречиям как источникам развития.
3. Современное человечество решило техническую, технологическую, экономическую, политическую проблемы своего существования. С технической, технологической точек зрения человечество достигло таких высот, которые позволяют ему наладить массовый выпуск продуктов, предметов потребления, способных удовлетворить материальные и духовные запросы населения. За годы, века существования современной цивилизации человечество освоило опыт производства экономически целесообразных, выгодных товарных масс и научилось преодолевать стихию рынка. Для развитых стран, как показывает опыт послевоенного развития Европы и Северной Америки, оказалась преодоленной и проблема разрешения политических противоречий, достижения политической стабильности.
Центр активности общества, ядро, от которого распространяются волны инноваций, духовных исканий, есть культура. Именно культура - уязвимая, но и наиболее важная часть социального целого, именно в область культуры перемещается узел противоречий, коллизий общества.
Возрастание роли культуры в обществе как определившаяся, долговременная тенденция в современных условиях имеет свои формы проявления. В частности, стремительно растет интерес общества к проблемам культуры, стремление познать их в более полном объеме, выявить сущностные их характеристики. В результате культурология, которая раньше интересовала лишь узкий круг специалистов, превращается в отрасль знания, которая стала изучаться в качестве самостоятельного направления базового высшего образования. В 1992 году она была введена в программы Госкомитета по высшему образованию Российской Федерации с разработкой соответствующих образовательных государственных стандартов. В 1995 году группа культурологических наук включена в государственный классификатор научных направлений Министерства по делам науки и ВАКа РФ и были введены учёные степени доктора и кандидата культурологических наук.

ForStu / Лекции / Культурология / (ПОЛНАЯ версия лекции по культорологии)

Copyright © 2004-2017, ForStu

Яндекс.Метрика